Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса

Педагоги в ДОУ стремятся обеспечить условия, необходимые для сохранения и укрепления физического, психического и психологического здоровья детей, их психофизического, интеллектуального и личностного развития. Развитие детей осуществляется через взаимодействие со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для них сферах жизни (игровой, познавательной, продуктивной и другой).

Педагогическая среда создается с учетом возрастных возможностей, зарождающихся половых склонностей и интересов, и конструируется таким образом, чтобы ребенок в течение дня мог найти для себя увлекательное занятие. Подбор дидактических материалов, игр, пособий, детской литературы учитывает особенности разноуровневого развития детей и помогает осуществить необходимую коррекцию для позитивного развития каждого ребенка.

Педагоги стремятся создать в ДОУ комфортную и уютную для детей обстановку с учетом требований ФГОС к предметно-развивающей среде. Смотры-конкурсы способствуют обновлению, пополнению, систематизации оборудования, оформлению развивающей среды в соответствии с принципами, рекомендациями авторов программ. Педагоги стремятся гибко и вариативно использовать пространство группы. При подборе пособий, игрушек учитывают возможность многофункционального использования. В ДОУ созданы условия для охраны и укрепления здоровья детей.

Здание, игровая площадка, оборудование содержится в чистоте и хорошем состоянии, исключающем опасность для детей: нет острых углов, заноз, гвоздей, оборудование закреплено. Все моющие средства закрыты и недоступны детям. Мебель стандартная, соответствует ростовым показателям. Санитарные правила содержания ДОУ выполняются. Для реализации оздоровительных задач, физического развития детей созданы следующие условия:

  • Музыкальный зал
  • Для музыкального развития детей оборудован музыкальный зал; имеются детские музыкальные инструменты: треугольники, румбы, металлофоны, ложки, бубны; технические средства: музыкальный центр, магнитофоны в группах;
  • Физкультурный  зал
  • спортивное оборудование, позволяющее обеспечивать достаточную моторную плотность занятий и интерес к выполнению движений и упражнений ( маты, гимнастические скамейки, лестницы, мячи разных размеров, гимнастические палки и т.д. )
  • в каждой группе для развития двигательной активности детей оборудованы спортивные центры (кегли, мячи, кольцебросы, городки, различные виды дорожек для коррегирующей ходьбы и др. ).

Для формирования навыков безопасного поведения на улице в каждой группе оборудованы центры безопасности движения

  • настольно-печатные и дидактические игры, знакомящие с правилами дорожного движения, развивающие пространственную ориентацию, словесную регуляцию действий, умение работать по правилам, инструкциям
  • макеты
  • иллюстрации, ситуации, дорожные знаки, альбомы
  • разные виды транспорта
  • детская литература
  • детские работы
  • оборудование сюжетно – ролевых игр («Водитель», «Гараж» и т.д.)

В группах созданы центры активности для организации сюжетно – ролевых игр, соответствующие возрастным возможностям и потребностям воспитанников. Организация игровых уголков не ограничивается несколькими стандартными сюжетами («Больница», «Магазин» и др.).Для игр используются различные декорации, элементы костюмов, придающие достоверность ситуации. Широко используются не только игрушки, но и предметы-заместители, бросовый материал, развивающие все виды восприятия, сенсорные представления, основные мыслительные операции. При планировании игровых центров предусмотрена поло-ролевая дифференциация детей. В группах (особенно в коррекционных ) много развивающих игр (мозаики, конструкторы, лото и т.д. ), оказывающих существенное влияние на развитие интеллекта. Оформление и достаточное оборудование игровых центров позволяет организовывать свободную, совместную деятельность детей.

В каждой группе оформлены центры «Играем в театр», в которых представлены разные виды театров. Дети с удовольствием смотрят сказки, показываемые взрослыми, и разыгрывают их сами. Дети старшего дошкольного возраста способны придумать ситуацию, сказку и разыграть ее. Драматизации помогают детям раскрыться, стать более раскованными. Педагоги групп коррекции побуждают детей, с помощью театрализованной деятельности, к свободному речевому общению и используют для коррекционной работы, создают оптимальные условия для развития мотивационной сферы детей, формируя познавательные мотивы, речевые навыки, межличностные отношения (ширмы, пальчиковые, плоскостные куклы, куклы би-ба-бо и др.).

Оборудование экологических центров направлено на расширение представлений воспитанников об окружающем, развитие наблюдательности, восприятия, экологической культуры (календари природы, цветы, аквариумы, огород на подоконнике, мини-лаборатории, поделки из природного материала и т.п.). Дети с удовольствием наблюдают, ухаживают в группах есть необходимые материалы для организации трудовой деятельности ).

Для развития изобразительной деятельности, самовыражения в группах созданы центры креативного развития, в которых представлены разные изобразительные материалы (трафареты, картон, бумага, краски, напольные и настольные конструкторы , альбомы для рассматривания и др.).Все это позволяет использовать различные материалы, осваивая их свойства и отражая свои знания, умения, чувства в работе. В группах оформляются выставки детских работ, коллективных панно. Наличие такого центра позволят каждому ребенку в любой момент заняться рисованием, конструированием, реализовать свои творческие возможности. На занятиях изо. цикла детей знакомят с использованием материалов, различными техниками изображения, в том числе нетрадиционными.

Создание музыкальной среды включает

  • наличие звучащих игрушек (в т.ч. из бросового материала)
  • муз. инструменты (аккордеоны, гармошки, металлофоны, ложки, румбы и т.д.)
  • музыкально-дидактические игры для развития высоты звука, ритма и т.д.
  • аудиотехника

Часто используется музыкальное сопровождение режимных моментов (на занятиях, как фон в свободной деятельности детей и т.д.), что способствует снятию чрезмерной возбудимости и нервозности, или наоборот, музыка, заряжающая своим настроением.

Оформлены краеведческие центры (карты, альбомы, книги, поделки. Например: крепость Самары, костюмы народов Поволжья, Герб, Гимн, открытки и т.п.)

  • книги разного формата, жанра, в том числе энциклопедии, буквари
  • издания периодики («Неугомонные детки», «Научи меня, мама» и т.п.)
  • серии сюжетных картинок
  • дидактические игры (по подбору прилагательных, составление словосочетаний и предложений, труднопроизносимые слова и т.п.)

В группах коррекции оформлены речевые газеты (картинки по теме недели, загадки, ребусы, слоговые таблицы и т.п.).

В коррекционных группах развивающая среда направлена на решение коррекционных задач. В группах много игр и пособий на развитие сенсорной сферы, моторики, внимания, речи, мышления и т.д.  Акцент в создании развивающей среды сделан на речевое развитие (игры и пособия на активизацию словарного запаса, грамматического строя речи, развитие связной речи, развитие психических процессов).

На наш взгляд, для реализации коррекционных целей и задач созданы и видоизменяются благоприятные условия. Оборудование предметно-развивающей среды тщательно продумано на всей территории ДОУ и способствует разностороннему развитию детей.

В МДОУ оборудованы 8 логопедических кабинетов и 1 кабинет психолога, во всех кабинетах специалистов имеется полный комплект пособий, необходимых для работы с детьми данной категории. Всё оборудование логопедов, используемое для постановки звуков механическим способом является одноразовым и приобретается в аптеках.

В ДОУ в наличии имеется 5 персональных компьютеров, 10 копировальных аппаратов, выход в интернет с электронным почтовым ящиком на ресурсе www.mail.ru, www.samtel.ru мультимедийное оборудование.

Описание материально-технического ресурса образовательного процесса

Условия для детей дошкольного возраста

В ДОУ созданы условия для охраны и укрепления здоровья детей.

Игровая площадка защищена от уличных опасностей забором. Здание, игровая площадка, оборудование содержится в чистоте и хорошем состоянии, исключающем опасность детей: нет острых углов, заноз, гвоздей, оборудование закреплено, электрические розетки снабжены электрическими колпачками, все химикаты, моющие средства закрыты и недоступны для детей.

Мебель стандартная, соответствует ростовым показателям. Санитарные правила содержания детского сада выполняются.

Предметно-развивающая среда

 Помещения  Формы использования  Предметно-развивающая среда
 Методический кабинет  Осуществление методической помощи педагогам. Организация индивидуальных консультаций для педагогов. Выставка дидактических и методических материалов для организации работы с детьми по различным направлениям развития. Выставка изделий народно – прикладного искусства.  Библиотека педагогической, психологической, справочной, энциклопедической и методической литературы. Библиотека периодических изданий. Компьютер, принтер. Пособия для организации различных видов деятельности с детьми. Опыт работы педагогов. Материалы консультаций, семинаров, семинаров – практикумов, тренингов. Демонстрационный, раздаточный материал для организации различных видов деятельности с детьми. Иллюстративный материал
 Медицинский кабинет  Медицинский осмотр детей. Профилактические мероприятия. Консультативно – просветительская работа медсестры и врачей с родителями воспитанников  Ростомер медицинский Облучатель 3 (6) – ламповый бактерицидный «СН- 211» Весы электронные бытовые Измеритель артериального давления и частоты пульса автоматический
 Музыкальный зал и спортивный зал  Утренняя гимнастика. Физкультурные занятия, (двигательная деятельность). Спортивные досуги. Развлечения, праздники. Консультативная работа с родителями и воспитателями. Занятия по музыкальному воспитанию. Индивидуальные занятия. Тематические досуги. Развлечения. Театральные представления. Праздники и утренники. Консультативная, методическая помощь по развитию музыкально – эстетических способностей детей. Родительские собрания, тренинги, семинары и прочие мероприятия для родителей. Организация консультаций, семинаров, тренингов для педагогов, педагогических советов.  Физкультурное оборудование для развития основных видов движений и развития физических качеств Стенка шведская Стенка спортивная Велотренажер Вестибулярный тренажер Туннель «гусеница» Коврик массажный со следочками Мат детский Набор спортивный Спортивный комплекс с горкой и кольцом Набор мягких модулей Библиотека методической литературы, сборники нот. Шкаф для используемых пособий, игрушек, атрибутов и прочего материала. Музыкальный центр. Фортепиано. Разнообразные музыкальные инструменты для детей. Подборка аудиокассет и дисков с музыкальными произведениями. Различные виды театров, ширма для кукольного театра. Детские и взрослые костюмы. Стулья для детей.
 Кабинеты учителей-логопедов и психолога  Занятия подгрупповые и индивидуальные учителя-логопеда  Наличие литературы и пособий по работе с детьми с ОНР
 Групповое помещение  Игровая комната, раздевальная комната, умывальная туалетная комната, спальное помещение Организация образовательного процесса Осуществление присмотра и ухода
 Спортивная площадка  Прогулка, занятия на улице по ФИЗО, игры.  Обеспечение безопасных условий для спортивных, и подвижных игр на участке, природоведческой деятельности, занятий, досуга, праздников.
 Площадки для прогулки  Прогулка, занятия на улице по ФИЗО, игры.

Фонд учебной и учебно-методической литературы

   Автор, название, место издания, издательство, год издания учебной и учебно- методической литературы  Кол-во
 1  Л.В. Лопатина, Л. Б. Баряева  Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи Санкт-Петербург ЦДК проф. Л.Б. Баряева, 2014г.  10
2 Н. Е. Вераксы; Е. С. Комаровой; М.А. Васильевой Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. «От рождения до школы» Издание 3-е, исправленное и дополненное.   10
3 Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина  Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. Издательство: Москва «Просвещение» 2006г. Н.В. Нищева  Планирование коррекционно- развивающая работа в группе, направленная для детей с тяжѐлыми нарушениями речи (ОНР) и работе практического учителя- логопеда. Издательство: Санкт-Петербург-2014г.«Детство- пресс» Н.В. Нищева Примерная программа коррекционно- развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недорозвитием речи с з-7) Издательство: Санкт-Петербург-2014г. «Детство- пресс» Н.В. Нищева Весѐлая артикуляционная гимнастика Издательство: Санкт-Петербург-2014г. «Детство- пресс» Е.О. Смирнова Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста Издательство: Санкт-Петербург-2014г. «Детство- пресс» С.Е.Большакова. Формирование мелкой моторики рук. Издательство: «Сфера» Москва-  2007г С.В.Ихсанова. Игротерапия в логопедии. Издательство: Ростов-на-Дону : Феникс, 2014г Джон Дилео .Детский рисунок. Диагностика и интерпретация. Издательство: М: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.  Т.С. Овчинникова.Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду.Издательство:КАРО Санкт-Петербург.2008г Е.В.Лаптева.600 упражнений для развития дикции. Издательство: АСТ*Астрель , Профиздат,Москва.2006г Е.С.Анищенкова. Логопедическая  ритмика. . Издательство: АСТ*Астрель , Профиздат,Москва.2006г  А.Е.Белая,В.И.Мирясова.Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. . Издательство: АСТ*Астрель , Профиздат,Москва.2001г      
  В.В. Гербова. Развитие речи в детском саду. Вторая  младшая группа Издательство: Москва-2014г. «МОЗАИКА-СИНТЕЗ». В.В. Гербова. Развитие речи в детском саду для  работы с детьми 2-7 лет. Издательство: Москва-2014г. «МОЗАИКА-СИНТЕЗ».  В.В. Гербова. Развитие речи в детском саду. Средняя  группа Издательство: Москва-2016г  «МОЗАИКА-СИНТЕЗ». В.В. Гербова. Развитие речи в детском саду. Старшая   группа Издательство: Москва-2016г  «МОЗАИКА-СИНТЕЗ». В.В. Гербова. Развитие речи в детском саду. Средняя  группа Издательство: Москва-2016г  «МОЗАИКА-СИНТЕЗ». О.С.Ушакова. Развитие речи и творчества дошкольников. Издательство: «ТЦ Сфера» Москва- 2008г  Л.М.Козырева.Развитие речи,дети до 5 лет. Издательство:Ярославль: Академия Холдинг, 2002г  Обучение дошкольников пересказу. Старшая группа Издательство: Москва – 2014г. «Центр педагогического образования.» Обучение дошкольников пересказу. Подготовительная группа Издательство: Москва -2014г. «Центр пед. обр.» Т.А. Шорыгина Познавательные сказки. Беседы с детьми о Земле и еѐ жителях Издательство: Москва -2015г. «Сфера образования» Т.А. Егорова Комплексные занятия по сказкам для детей 4-6 лет Издательство: Волгоград-2012г «Учитель»  
 4 Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи.  СПб., 2003г. Громова О.Е. Логопедическое обследование детей 2-4 лет. М., 2004г. Н.В. Верещагина Диагностика педагогического процесса во второй младшей группе (с 2 до 3 лет) дошкольной образовательной организации. Издательство: Санкт-Петербург «Детство- пресс» 2014г. Н.В. Верещагина Диагностика педагогического процесса во второй младшей группе (с 3 до 4 лет) дошкольной образовательной организации. Издательство: Санкт-Петербург «Детство- пресс» 2014г. Н.В. Верещагина Диагностика педагогического процесса во второй младшей группе (с 4 до 5 лет) дошкольной образовательной организации. Издательство: Санкт- Петербург «Детство- пресс» 2014г. Н.В. Верещагина Диагностика педагогического процесса во второй младшей группе (с 5 до 6 лет) дошкольной образовательной организации. Издательство: Санкт-Петербург «Детство- пресс» 2014г. И.В. Сидорова Развитие и коррекция с использованием цвета эмоционального мира детей старшего дошкольного возраста Издательство: Санкт-Петербург «Детство- пресс» 2013г  
 5  «Комплексы сюжетных утренних гимнастик для дошкольников»,Л.А.Соколова Спб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС»- 2015г.  7
6  «Образовательная область познание» З.А.Михайлова, Спб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС»- 2013г.  7
 7  «Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет» Т.Н.Вострухина, Л.А.Кондратьева., Москва, «Сфера», 2011г.  6
 8  Лыкова И.А., Шипунова В.А. «Народный календарь», «Осень золотая», «Зима-чародейка», «Весна-красавица», «Лето красное», Москва, «Цветной мир», 2013г.  7
 9  Коломийченко Л.В. «Дорогою добра» (программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников), Москва, «Сфера», 2015г.  6
 10  Сомкова О.Н. «Образовательная область коммуникация», Спб., «ДЕТСТВО_ПРЕСС»- 2012г.  5
 11  Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду (младшая группа) — М.: Карапуз-Дидактика, 2006  1
 12  Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду (средняя группа) — М.: Карапуз-Дидактика, 2007  1
 13  Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду (старшая группа) — М.: Карапуз-Дидактика, 2007  1
 14  Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду (подготовительная группа) — М.: Карапуз, 2008  1
 15  Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду— М.: Карапуз-Дидактика, 2008  1
 16  Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду— М.: Издательский дом «Цветной мир», 2010  1
 17  Буренина А.И. Ритмическая мозаика (Программ мА по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). СПб.: ЛОИРО, 2000  7
 18  Радынова ОП Музыкальные шедевры: Настроения, чувства в музыке. М.: ТЦ Сфера, 2009  7
 19  Радынова ОП Музыкальные шедевры: Сказка в музыке. Музыкальные инструменты. М.: ТЦ Сфера, 2009  6
 20  Радынова ОП Музыкальные шедевры: Музыка о животных и птицах. М.: ТЦ Сфера, 2009  7
 21  Радынова ОП Музыкальные шедевры: Природа и музыка. М.: ТЦ Сфера, 2009  7
 22  Пензулаева Л.И. « Физическая культура в детском саду» М. Мозаика-синтез.2016  3

Условия для интеллектуального, физического и художественно-эстетического развития детей

Театрализованная деятельность

В группах имеется оборудование для развития театрализованной деятельности в соответствии с возрастными особенностями детей, ширмы, виды театров:

• кукольный;
• настольный;
• пальчиковый.

В большом количестве шапочки, маски, элементы костюмов для драматизации.

Музыкальная деятельность

Для музыкального развития детей оборудован музыкальный зал; имеются детские музыкальные инструменты: треугольники, румбы, металлофоны, ложки, бубны; технические средства: музыкальный центр, магнитофоны в группах; научно-методическая и художественная литература, учебно-наглядные пособия: портреты композиторов, музыкально-дидактические игры, атрибуты к играм, костюмы, кассеты и диски с музыкальными записями.

Изобразительная деятельность

Имеются в наличии мольберты, предметы декоративно-прикладного искусства, иллюстрации картин художников, изобразительные материалы: карандаши, акварель, гуашь, сангина, пастель, цветные, простые, угольные карандаши, восковые мелки, фломастеры в достаточном количестве. В группах имеется весь материал для организации продуктивной деятельности с детьми, оборудованы уголки творчества для самостоятельной деятельности детей. Периодически оформляются выставки детского изобразительного творчества.

Конструктивная деятельность

Для развития конструктивных умений и навыков у детей в МБДОУ имеются различные виды конструкторов: деревянный, пластмассовый конструктор «Лего», достаточное количество природного и бросового материала, мягкие модули, в большом количестве разнообразные мозаики, танграммы, пазлы, разрезные картинки.

Экологическая культура

Для воспитания у детей экологической культуры в группах имеются уголки природы, мини-лаборатории для проведения опытов, занятий и наблюдений по элементарно — поисковой деятельности с детьми, календари природы и погоды, оборудование для игр с песком и водой. На территории детского сада разбит цветник, на котором дети принимают непосредственное участие в выращивании цветов для озеленения и украшения территории детского сада. В МБДОУ имеется необходимое количество иллюстрированного материала, библиотека справочной и методической литературы, коллекции минералов, ракушек, гербарии, муляжи, дидактические игры.

Физическое развитие

Для осуществления занятий по физическому развитию детей в ДОУ функционирует физкультурный зал. Зал оснащен спортивным комплексом. Различное оборудование для проведения общеразвивающих упражнений (игры, гантели, палки, кегли, кубики, флажки, ленты); имеются вертикальные и горизонтальные цели для метания, а также стенка для лазания «Скалодром», тренажеры, тоннели.

Развитие представлений о человеке в истории и культуре

В группах оборудованы уголки краеведения, имеются книги, пособия, энциклопедии, библии, рассказывающие об истории предметов, вещей, техники.

Игровая деятельность

В группах имеется игровое оборудование для сюжетных игр, наборы игрушек в соответствии с возрастными и педагогическими требованиями, конструкторы, настольно-печатные, дидактические игры. Созданы уголки физоборудования для проведения подвижных игр, изготовлены наборы для театрализованных игр. В дошкольном учреждении созданы условия с учетом программных требований, а также для развития и воспитания интересов и потребностей детей.

В ДОУ созданы условия для художественно-эстетического развития детей. Эстетическое оформление помещений детского сада способствует художественному развитию детей: группы и коридоры украшают детские работы, выполненные в разной технике, декоративные композиции из природного и бросового материала. В группах в свободном доступе для детей имеются необходимые материалы для рисования, лепки, аппликации, художественного труда: бумага разного вида, формата, цвета, пластилин, краски, кисти, карандаши, цветные восковые мелки, уголь, природный и бросовый материал. В достаточном количестве репродукции картин, рассказывающих детям о разных видах искусства: натюрморты, пейзажи, портреты; имеется научно познавательная литература, которая знакомит с жизнью и творчеством отечественных и зарубежных художников; для рассматривания есть скульптуры малых форм.

Музыка сопровождает разные виды детских деятельностей, используется на занятиях, утром и вечером при встрече и прощании с детьми, во время режимных процессов, в спальне при укладывании спать.

На участках групп имеется спортивное оборудование для поддержки двигательной активности в свободной деятельности: ракеты для лазания, лесенки различной конфигурации, горки.


Сведения о материально-техническом оборудованных учебных кабинетов объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

В МБДОУ работает 8 группы для детей с общим недоразвитием речи. Общее количество детей 132 человека, из них 2 инвалида общего заболевания. Детей с трудностями в передвижении нет.
В МДОУ разработана и реализуются адаптированная основная  образовательная — основная   образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад компенсирующего вида № 324» городского округа Самара

программы, образовательная и иная деятельность (культурные практики) которых прописана на основе вариативной программы для детей с ОНР от 3-до 7 лет.

Для детей с ОВЗ  работает 8 кабинетов учителя-логопеда и один кабинет психолога. Есть  музыкальный и спортивный зал. 8 групповых комнаты. Медицинский кабинет.

Педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, имеют педагогическое образование, аттестованы на  высшую квалификационную категорию. Каждые 3 года повышают квалификацию.

С родителями (законными представителями ) данной категории детей педагоги проводят просветительскую работу для успешной социализации.

Предметно-пространственная среда, условия охраны жизни и здоровья детей , условия питания для детей с ОВЗ  созданы благоприятные. Безопасность среды, питания, здоровья регулируются внутренними нормативно-локальными актами на основе законодательства РФ.

Все кабинеты и зал оснащены информационными и электронными ресурсами , техническими средствами обучения., что доступно детям с ОВЗ.

Стипендий, общежития, интерната не имеем. Выпускников не трудоустраиваем.
Выпускники поступают (в том числе с ОВЗ) в массовые и специализированные школы, классы КРО.

Организация доступности объекта для инвалидов и детей с ОВЗ

№ п/п Категория инвалидов (вид нарушения) Вариант организации доступности объекта (формы обслуживания)*
1 Все категории инвалидов Доступно условно
2 Передвигающиеся на креслах-колясках  Доступно условно
3 С нарушением опорно-двигательного аппарата  Доступно условно
4 С нарушением зрения  Доступно условно
5 С нарушением слуха  Доступно условно
6 С нарушениями умственного развития  Доступно условно

Организация доступности основных структурно-функциональных зон

№ п/п  Основные структурно-функциональные зоны  Состояние доступности, в том числе для основных категорий инвалидов 
Территория, прилегающая к зданию (участок)  доступно частично избирательно 
Входы/выходы в здание/из здания  доступно частично избирательно 
Путь (пути) движения внутри здания (в т.ч. пути эвакуации)  доступно частично избирательно 
Зона целевого назначения здания (целевого посещения объекта)  доступно частично избирательно 
Санитарно-гигиенические помещения  доступно частично избирательно 
Система информации и связи (на всех зонах)  доступно частично избирательно 
Пути движения к объекту (от остановки транспорта)  Доступно частично всем 

Средства обучения и воспитания воспитанников, в том числе, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

Под средствами обучения и воспитания понимаются материальные или идеальные объекты, которые используются в образовательном процессе для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Для осуществления образовательной деятельности с воспитанниками групп компенсирующей направленности,  используются следующие средства обучения и воспитания:

1. Предметы материальной культуры. Игрушки (в том числе, больших размеров)

  • сюжетные (образные) игрушки: куклы, фигурки, изображающие людей и животных, транспортные средства, посуда, мебель и др.
  • дидактические игрушки: народные игрушки (матрешки, пирамиды, бочонки и др.), мозаики, настольно-печатные игры
  • игрушки-забавы
  • спортивные тренажеры, спортивный инвентарь: мячи, скакалки, кегли, обручи, ленты, кольцебросы и т.д.
  • музыкальные игрушки металлофоны, барабаны, дудки, колокольчики, бубенчики и др.
  • театрализованные игрушки: куклы (перчаточные, пальчиковые и др.)
  • наборы сюжетных фигурок, костюмы и элементы костюмов, атрибуты, элементы декораций, маски, бутафория и др.; — технические игрушки:
    фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы, детские швейные машины и др.
  • строительные и конструктивные материалы: наборы строительных материалов, конструкторы, легкий модульный материал и др.
  • игрушки-самоделки и разных материалов
  • игровые модули: «Кухня», «Парикмахерская», «Магазин», и др.
  • натуральные объекты: объекты растительного мира
  • реальные предметы (объекты)
  • изобразительная наглядность (объемные изображения): муляжи овощей, фруктов, макеты, гербарии
  • оборудование для опытно-экспериментальной деятельности, игровое оборудование и пр.
  • дидактический материал (в том числе, раздаточный материал).

2.Технические средства обучения

Технические устройства (аппаратура)

  • мультимедийные экраны
  • магнитофоны, музыкальные центры, ноутбуки, музыкальные центры
  • телевизоры
  • периферийные устройства (мониторы, клавиатура, принтеры, сканеры, звуковые колонки и др.); Дидактические средства обучения (носители информации)
  • звуковые – аудиозаписи музыкальных произведений, детских песен, аудиосказки
  • экранно-звуковые: видеозаписи, мультфильмы, презентации, электронные дидактические игры, фильмы

3.Учебно- методическое обеспечение 

  • учебные пособия
  • методические разработки

4. Художественные средства

  • предметы декоративно-прикладного искусства, детская художественная литература и др.;

5.Средства наглядности (плоскостная наглядность)

Плакаты, карты настенные, иллюстрации, фотографии, дидактические картины (серии картин/), предметные картинки, календарь природы и пр.;

6.Средства общения

  • вербальные средства (речь)
  • невербальные средства: визуальное взаимодействие;

Тактильное взаимодействие; мимика, пластика; перемещение в пространстве

7.Средства стимулирование познавательной деятельности» помощь в обучении

  • помощь–замещение (педагог дает готовый ответ на вопрос подсказывает ход решения задачи)
  • помощь-подражание (демонстрация образцов действий)
  • помощь – сотрудничество (совместное обсуждение затруднительной ситуации и путей выхода из неё)
  • помощь-инициирование (создание условий для свободного выбора пути и способов решения образовательных задач)
  • противодействие обучению: определенная сложность задания, которую ребенок должен преодолеет, т.е. «сопротивление» познавательного материала

При использовании различных средств обучения педагоги учитывают следующие требования

  • учет возрастных и психологических особенностей воспитанников
  • гармоничное использование разнообразны средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребенка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях
  • учет дидактических целей
  • приоритет правил безопасности в использовании средств обучения;

Выбор средств обучения зависит от

  • возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников
  • типа и структуры занятия количества детей;
  • интереса детей
  • конкретных образовательных задач
  • особенностей личности педагога, его квалификации.

Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий приспособлено для использования воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Для данной категории воспитанников предусмотрены кабинеты – логопедический кабинет, кабинет психолога.

Информация об обеспечении возможности получения образования инвалидами и лицами с ОВЗ в МБДОУ «Детский сад № 324» г.о. Самара

Организация работы в условиях детского сада с инвалидами и лицами с ОВЗ включает в себя

  • применение современных технологий, методов, приемов, форм организации образовательной деятельности в рамках общеобразовательной программы
  • организацию деятельности специалистов в форме ПМП консилиума для выявления, обследования, разработки карты индивидуального развития воспитанников с ОВЗ
  • обеспечение психолого-педагогического сопровождения воспитанника педагогом-психологом
  • организацию деятельности по профессиональной коррекции нарушения речи воспитанников учителем логопедом
  • осуществление работы, направленной на максимальную коррекцию недостатков в развитии воспитанников с ОВЗ учителем-логопедом
  • создание методического обеспечения, информационного обеспечения, применение ИКТ
  • организацию взаимодействия с родителями (законными представителями) (профилактические и просветительские мероприятия)
  • проведение индивидуальной или групповой коррекционной работы педагогом с целью устранения пробелов общего развития воспитанников
    материально-техническое оснащение (кабинеты педагога-психолога и учителей-логопедов, спортивный зал, спортивная площадка, музыкальный зал, методический кабинет, медицинский кабинет).

Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В настоящее время ДОУ располагается в приспособленном двухэтажном здании, построенном в 1967 году. Конструктивные особенности здания не предусматривают наличие подъемников, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Главный вход оборудован кнопкой вызова.

Библиотек, объектов спорта для обучения и воспитания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ не имеется. Условия питания инвалидов и лиц с ОВЗ питание организовано на общих условиях. Условия охраны здоровья инвалидов и лиц с ОВЗ Соответствие режима возрасту, состоянию здоровья и психологическим особенностям ребенка. Продолжительность различных видов деятельности, их рациональное чередование соответствует требованием СанПиН.

Достаточный отдых с максимальным пребыванием детей на открытом воздухе при соответствующей двигательной активности. Достаточный по продолжительности полноценный сон. Регулярное сбалансированное питание.

Доступ к информационным системам и информационно- телекоммуникационным сетям.

Особые условия доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ представлены при работе с официальным сайтом детского сада (версия для слабовидящих).

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся

Приспособленных электронных образовательных ресурсов для использования инвалидами и лицами с ОВЗ в ДОУ не имеется.

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ

Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ отсутствуют.